Медицинское исследование (США) — влияние звукотерапии на настроение, уровень тревожности и благополучия
Авторы: Тамара Л. Голдсби, Майкл Э. Голдсби , Мэри МакУолтерс , Пол Дж. Миллс, выдержка из исследований (автоматический перевод на русский). 2016 г. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC5871151/#bibr28-2156587216668109
Плохое настроение и повышенная тревожность связаны с увеличением заболеваемости. В этом исследовании изучалось влияние звуковой медитации, в частности медитации с тибетскими поющими чашами, на настроение, беспокойство, боль и духовное благополучие. В исследовании приняли участие шестьдесят две женщины и мужчины (средний возраст 49,7 лет). По сравнению с предварительной медитацией, после звуковой медитации участники сообщили о значительно меньшем напряжении, гневе, усталости и подавленном настроении (все P s <.001). Кроме того, участники, которые ранее были наивны в этом типе медитации, испытали значительно большее снижение напряжения по сравнению с участниками, которые испытали это во время медитации ( P <.001). Чувство духовного благополучия значительно возросло у всех участников ( P <.001). Медитация с тибетскими поющими чашами может быть осуществимым недорогим и низкотехнологичным вмешательством для снижения чувства напряжения, беспокойства и депрессии и повышения духовного благополучия. Этот тип медитации может быть особенно полезен для снижения напряжения у людей, которые ранее не практиковали эту форму медитации.
Авторы намеревались изучить возможность того, что просто лежание и прослушивание высокоинтенсивной, низкочастотной комбинации поющих чаш, гонгов и колокольчиков в звуковой медитации может вызвать глубокую релаксационную реакцию и положительно повлиять на настроение и чувство благополучия.
Участники заполняли стандартизированные анкеты до и после медитации, включая краткую форму Профиля состояний настроения (POMS-SF) 18 для оценки напряжения, гнева и смятения, Больничную шкалу тревоги и депрессии (HADS) 19 для оценки подавленного настроения и тревожности и 10-пунктную Функциональную оценку терапии хронических заболеваний – Шкалу духовного благополучия (FACIT-SP) 20 для оценки духовного благополучия.
Кроме того, перед медитацией участники заполняли демографическую анкету, которая включала вопросы относительно любого предыдущего опыта медитации или поющих чаш, употребления веществ, лекарств и безрецептурных или травяных добавок. Кроме того, в форме спрашивалось, испытывают ли они в настоящее время какую-либо физическую боль или дискомфорт. Если они испытывали физическую боль, их спрашивали о типе боли и оценивали боль по шкале от 1 до 5.
После медитации участники заполнили анкету из 2 пунктов, в которой спрашивалось, заснули ли они и испытывают ли они в данный момент какую-либо физическую боль. Если они испытывали боль в тот момент, их снова просили оценить уровень боли по шкале от 1 до 5.
Это было наблюдательное исследование, разработанное для изучения потенциального влияния медитации с поющей чашей на настроение, напряжение, беспокойство, физическую боль и духовное благополучие. Значительная разница была обнаружена во всех конечных точках, исследованных в ответ на медитацию.
Подшкала напряжения, в частности, продемонстрировала весьма значимые эффекты для участников после медитации, тем самым подтвердив гипотезу о том, что звуковая медитация усилит чувство расслабления и уменьшит чувство стресса. Кроме того, баллы по шкале подавленного настроения и тревожности HADS были значительно снижены после медитации по сравнению с предмедитацией. Более того, баллы по шкале FACIT выявили возросшие чувства духовного благополучия, а также веры сразу после звуковой медитации. Таким образом, в то время как менее желательные состояния настроения, такие как напряжение, гнев и депрессия, снизились после медитации, потенциально желательные переменные, такие как чувство духовного благополучия, увеличились.
Интересно, что предыдущий опыт медитаций с поющими чашами (или его отсутствие) также, по-видимому, был фактором, влияющим на эффекты медитаций. Участники, которые ранее были наивны в отношении этой медитации, продемонстрировали более выраженные эффекты, чем те, кто имел опыт в этих медитациях. Неожиданный эффект был обнаружен в значительном среднем изменении подшкалы напряжения от исходного уровня до уровня после лечения для участников в возрастной группе от 40 до 59 лет. Те участники в этой возрастной группе, которые ранее были наивны в отношении медитаций с поющими чашами («наивные в отношении чаши»), показали значительное снижение среднего напряжения от исходного уровня до уровня после лечения, что указывает на драматический эффект медитации. С другой стороны, участники с опытом в отношении чаши в возрастной группе от 20 до 39 лет сообщили о значительном снижении подшкалы напряжения после лечения.
Участники в возрасте от 40 до 59 лет, по-видимому, особенно выиграли от звуковой медитации. Эта возрастная группа продемонстрировала наибольшее снижение физической боли и сильное снижение напряжения, особенно у тех, кто ранее был наивен в отношении этого типа медитации. Таким образом, последующее исследование звуковой медитации может изучить эту возрастную группу более глубоко.
Причина(ы) благотворного воздействия поющих чаш неясны; однако были предложены различные теории. Одна из теорий включает потенциальные эффекты бинауральных ритмов, при которых мозг вовлекается в разницу герц между тонами, воспроизводимыми в каждом ухе, продвигая мозг в состояния мозговых волн глубокой релаксации, такие как бета-волны или даже медитативное или трансовое состояние мозговых волн в тета-волнах. 21 – 23 Кроме того, потенциально воздействие звуковых волн на предполагаемое биополе или энергетическое поле тела может быть фактором. 24 Такие теории могут начать характеризовать потенциальное воздействие на настроение, а также физиологические изменения, связанные с поющими чашами. Физическое исцеление было целью исследования, в котором использовались данные об артериальном давлении в отношении поющей чаши. В этом исследовании была предпринята попытка количественно оценить сонификацию артериального давления посредством трехмерного импринтинга, проектирования и изготовления поющей чаши с использованием данных об артериальном давлении. 25 Аллен и Шили 26 исследовали использование одной поющей кварцевой чаши на электродермальные реакции участников (электрические реакции организма) на тонирование и игру на хрустальной чаше. Авторы записали электродермальные реакции сорока точек акупунктурных меридианов на левой руке и правой ноге участников, которые продемонстрировали увеличение и уменьшение, соответственно, электрических реакций на игру на хрустальной чаше. Другое исследование изучало потенциальное влияние игры на кварцевой чаше на восприятие боли и выявило неоднозначные результаты. 27 В недавнем рандомизированном перекрестном исследовании было обнаружено, что игра на одной тибетской (или гималайской) поющей чаше снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений больше, чем одна тишина, если она проводилась непосредственно перед направленной визуализацией. 28 Участники, которые слушали поющую чашу, также показали более низкие баллы по шкале положительных и отрицательных эмоций (PANAS), меру эмоций и настроения 29 , чем только медитация, но имели сопоставимые баллы PANAS с группой, которая слушала только тишину.
В настоящем исследовании были ограничения. Наиболее заметным ограничением было то, что это было нерандомизированное наблюдательное исследование без контрольной группы. Однако исследование дает основу для будущих исследований относительно влияния медитаций с поющими чашами на оценку стресса и благополучия. Как обнаружил Ландри, 28 эта низкотехнологичная форма медитации может обладать способностью снижать артериальное давление и частоту сердечных сокращений, поэтому есть потенциальные преимущества для здоровья сердечно-сосудистой системы, которые еще предстоит изучить. Результаты дают надежду на форму снижения стресса, которая не требует от человека изучения дисциплинированной формы медитации. Фактически, участник может даже заснуть, если захочет. По крайней мере, участники обычно выражают чувства глубокого расслабления и внутреннего покоя после звуковой медитации.
Более того, люди, работающие в сфере здравоохранения, такие как медсестры и консультанты, могли бы легко предоставлять эти медитации пациентам. Хотя это может потребовать минимального количества практики, для того, чтобы научиться играть на поющих чашах и других инструментах, не требуется обширного обучения; достаточно просто постучать или слегка потереть чаши молотком. Таким образом, этому типу медитации можно было бы обучить специалистов в области здравоохранения и консультирования и предоставлять его в практически неограниченном количестве мест для того, чтобы вызвать реакцию релаксации, снизить стресс и потенциально связанные со стрессом заболевания в организме.
Подводя итог, это наблюдательное исследование обнаружило значительные полезные эффекты медитаций с тибетскими поющими чашами на ряд маркеров, связанных с благополучием. Будущие рандомизированные контролируемые испытания необходимы для дальнейшего изучения эффектов этих медитаций на настроение, благополучие и физическую боль. Кроме того, будущие исследования могли бы более подробно изучить эффекты медитации на различные возрастные группы.